Как узнали многие жители нашего города из местных СМИ на Кубани ( и соответственно в нашем любимом всеми г. Краснодаре) , в соответствии с решением оперативного совещания Совета Безопасности РФ от 31 января 2019 г., утвержденным Президентом РФ 6 февраля 2019 г. в период с 16 по 18 апреля сего года под руководством губернатора Краснодарского края Кондратьева В.И. проводились командно-штабные учения по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного пропуска весеннего половодья, а так же с защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от пожаров. Более чем уверен, что учения пройдут блестяще!!! Красивые статьи и фотографии в СМИ , бодрые рапорты вышестоящему руководству, и прочая атрибутика аналогичных мероприятий. Но так ли гладко и великолепно обстоят дела на самом деле?? Рассмотрим ситуацию в городе Краснодаре:

Заранее прошу прощения за возможную сумбурность изложения фактов и возможные отступления, но, я являюсь профессиональным спасателем, а не писателем. Хотя ввиду событий о которых пойдет речь ниже, вполне возможно нужно будет переквалифицироваться.
В 2018 году была создана Профсоюзная организация «Профсоюз спасателей Краснодарского края» (далее в тексте – Профсоюз) , благо необходимость появления этой организации давно созрела. Одна из главных целей создания Профсоюза- добиться права на льготную пенсию спасателей и спасателей-пожарных муниципальных и краевых профессиональных аварийно-спасательных служб.
Да, мой внимательный читатель!!!! Это не опечатка! Большая часть спасателей , и значительная часть бойцов пожарной охраны с определенного времени не принадлежит ,как таковая, к Министерству ЧС (но разве что использует министерские НПА и в случае ЧС поступает в оперативное подчинение органам управления РСЧС), и вследствие волшебных финтов нашего законодательства потеряла право на льготную пенсию. Хотя для обычных граждан нашей страны, все люди моей профессии-«МЧС-ники» Но об этом несколько позже…
Профсоюз рос, зрел, развивался, со временем к нам присоединились коллеги с других служб. Проводилась большая работа по приведению служебной документации, коллективного трудового договора и пр. к соответствию с ТК и ФЗ. Работодатель, как ему и «положено» сопротивлялся, но все-таки большей частью вынужден был соглашаться на замечания и предложения профсоюза. Нормальный рабочий процесс…. Нам так казалось. И тут, началось…..(((((
К слову сказать «сокращение» в Службе Спасения г. Краснодара, о котором я хотел бы рассказать, не первое….оно ЧЕТВЕРТОЕ за последние полтора года. Итак, о грустном:
На этот раз «под раздачу» попал Аварийно-спасательный отряд № 4, расположенный в Юбилейном микрорайоне. Изначально это был не АСО, а спасательный пост. Пост в Юбилейном микрорайоне работал с 2000 по 2007 год, затем был закрыт. По многочисленным обращениям граждан и депутатов городской Думы, распоряжением Главы города Евланова В.Л. в 2013 году был открыт на новом месте, выделен земельный участок для дальнейшего оформления в собственность МКУ МО г. Краснодар ПАСС «Служба спасения» и строительства Аварийно-спасательного отряда №4.
В АСО №4 по штатному расписанию числилось 9 человек (1 начальник отряда и 8 спасателей). В зоне ответственности отряда находится акватория реки Кубань протяженностью более 20 км от Тургеневского моста до поселка Белозерный. В составе дежурной смены находится два спасателя и плавсредства. АСО№4 являлся единственным подразделением имеющим круглогодичный выход на воду при любом уровне реки, оборудован единственным в городе плавсредством способным двигается по мелководью и закоряженным местам, оборудован световой установкой и средствами связи, эхолотом.

Для управления плавсредствами необходимо иметь удостоверение судоводителя, матроса-спасателя, опыт и знание акватории и фарватеров потому как замеры, очистка русла реки не проводится с конца 90 годов и отсутствует точная лоция. Смены были укомплектованы квалифицированными спасателями (спасатель 1 класса- 1, спасатель 2 класса -4, спасатель 3 класса -2, аттестованный спасатель без класса – 2), имеющими большой опыт работы (со стажем от 10 до 20 лет), отмеченные ведомственными наградами, благодарностями Губернатора, Главы города, Городской Думы. Спасатели подразделения регулярно проводили плановую профилактическую работу среди школ района и населения.
За время работы отряда с июля 2013 года было произведено аварийно-спасательных работ:
год | количество АСР | пропавших без вести/дети | погибло/дети | спасено, оказана помощь/дети | человек/час |
2013(с 14.07.2013) | 16 | 2/0 | 2/0 | 9/2 | 76 |
2014 | 73 | 6/2 | 7/1 | 8/0 | 428,4 |
2015 | 49 | 11/2 | 5/3 | 13/2 | 324 |
2016 | 65 | 12/0 | 2/0 | 15/3 | 449,5 |
2017 | 88 | 5/0 | 2/0 | 43/15 | 1424,9 |
2018 | 199 | 6/0 | 4/0 | 16/4 | 1784,7 |
2019 | 3 | 0/0 | 0/0 | 0/0 | 48 |
итого: | 493 | 42/4 | 22/4 | 89/26 | 4535,5 |
По представлению прокуратуры в 2018 году подразделение потеряло статус «Отряда» и переведено в спасательный пост, потому как земельный участок не оформлен, отсутствуют необходимые здания и сооружения, численность личного состава не достаточная для полноценного несения службы.
После смены руководства Управление Гражданской Защиты в 2014 году, Управление не предприняло должных мер для включения отряда в муниципальные программы по развитию и строительству отряда и его финансирования.
Профсоюз не однократно выходил с предложением к руководству Службы с предложением о выделении отряду автомобиля УАЗ Патриот (2 автомобиля имеются в наличии и используются сотрудниками УГЗ как разъездные), укомплектовании их аварийно-спасательным инструментом (имеется в наличии на складе) и людьми (4 человека) для того чтоб отряд мог в полной мере выполнять все аварийно-спасательные работы в близлежащих районах (Юбилейный, Славянский, Рубероидный, Елизаветинская). В место доукомплектования поста спасателями, принято решение о его полном сокращении. А функции поста возложить на другие отряды Службы с выделением людей из состава дежурных смен. Данный аргумент работодателя считаю не состоятельным, так как у каждого отряда есть своя зона ответственности и функции. При численном составе дежурных смен АСО №1 и АСО №2 6-7 человек, не считая отпусков и больничных, что сокращает состав смен на треть. За отрядами в летний период закреплены места отдыха у воды: АСО-1 бассейны затон реки Кубань – 2 человека, затон Реки Кубань – 2 человека, плавсредство в зоне патрулирования Мясокомбинат – Тургеневский мост -2 человека, кроме того отряд обязан реагировать на экстренные вызовы в городе, демонтажи не законных сооружений и другие виды АСДНР.
АСО №2 два места отдыха: Солнечный остров- 2 человека, Старая Кубань — 2 спасателя на каждом, 2 водолаза в постоянной готовности, акватория реки Кубань от Мясокомбината до Краснодарского водохранилища, кроме того отряд обязан реагировать на экстренные вызовы в городе, демонтажи не законных сооружений и другие виды АСДНР.

Привлечение спасателей-пожарных из состава СПО не представляется возможным в связи с закреплением зоны выезда за подразделениями, отсутствием судоводительских удостоверений и обучения по программе «матрос-спасатель» и малочисленность дежурных смен (4-5 человек), Не считая отпусков и больничных, что так же сокращает состав смен на треть.
Справочно:
В соответствии приложением №3 методических рекомендаций МЧС РФ органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. На территории муниципального образования с численностью населения от 750 тыс.- 1000 тыс. человек должно находиться;
таблица №1
— 28 пожарных депо муниципальной пожарной охраны;
таблица №2
— 22-28 автоцистерн в боевом расчет;
— 10-15 автоцистерн в резерве;
— 10-14 автомобилей быстрого реагирования;
— 5-8 автомобили пожарные специального назначения в боевом расчете;
— 2-3 автомобили пожарные специального назначения в резерве;
— 150-180 человек (пожарных) личного состава дежурных смен ( на суточном дежурстве);
— 10% резерв личного состава на случай естественной убыли (болезнь, отпуск);
— 200 человек личного состава аварийно-спасательных формирований (из расчета 1 спасатель на 5000 человек населения).
По состоянию на 01.01.2019 г. в МО г.Краснодар имеется:
-16 пожарных депо ( 6 – федеральных подразделений, 5 – муниципальных, 4 – объектовые (аэропорт, нефтезавод и т.д.)).
— личного состава пожарных в дежурных смен по городу около 80 человек из них 30 человек спасателей-пожарных Службы спасения;
— 20 человек личный состав спасателей дежурных смен Службы спасения;
— аварийно- спасательные подразделения и спасатели МЧС в городе отсутствуют.
На фоне катастрофической нехватки людей в отрядах, отсутствии 5 спасателей в Оперативном отделе, в период с января 2018 года по январь 2019 года в Службе проведено четыре сокращения штатной численности и (расформирован Спасательно-пожарный отряд №2).
На фоне заявления главы города Е.А. Первышова, город насчитывает около 1 400 000 жителей, сокращение спасательных подразделений выглядит очень странно.

На все вопросы задаваемые руководству, получали ответы, что «федеральные законы носят рекомендательный характер, то есть не обязательны для исполнения».
Подразделение в микрорайоне Юбилейный сокращается в период весеннего поводка и началом купального сезона, что создает угрозу безопасности населения. По первоначальному плану все спасатели подразделения (9 человек) подлежали увольнению…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.